13 февраля 2019 года в МКОУ «СОШ им.П.П.Грицая ст. Солдатской» прошло устное собеседование по русскому языку в 9-х классах. Для проведения устного собеседования были подготовлены 5 аудиторий, проведено обучение экзаменаторов-собеседников и экспертов – учителей русского языка и литературы. Мероприятие прошло организованно. Недостатков в организации экзамена не выявлено.
Устному собеседованию предшествовала большая предварительная подготовка обучающихся: консультационные занятия, пробные собеседования. Нельзя сказать, что все проходило гладко, без затруднений. Много было споров и среди учителей, и среди родителей. Нельзя отрицать того, что собеседование — это дополнительная нагрузка на учеников, для многих даже стресс, так как ребята переживали по поводу предстоящих экзаменов. Пробное собеседование для некоторых обучающихся действительно обернулось стрессовой ситуацией, из-за этого они с трудом справлялись с заданиями во время пробного собеседования. Без сомнения, даже взрослые люди в ответственный момент могут потерять дар речи, теряются, не могут вымолвить ни слова. А уж дети… пусть даже уже почти взрослые. Избежать такой ситуации помогло пробное тестирование, оно обеспечило подготовку учащихся к устному собеседованию в основной период.
Устное собеседование по русскому языку с учащимися 9 классов проведено в соответствии с моделью проведения итогового устного собеседования. Учащиеся выполняли устно задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором — собеседником. На выполнение работы каждому участнику предоставлялось не более 15 минут. Велась аудиозапись ответов участников устного собеседования. Оценка выполнения заданий итогового собеседования осуществлялась экспертами непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».
Устный экзамен показал, насколько обучающиеся умеют обрабатывать информацию, в какой степени владеют словарным запасом и навыками монологической речи, продемонстрировал мыслительные способности и коммуникативные умения ребят. Лучше всего ученики справлялись с заданием по чтению текста вслух и пересказом текста. Сложным для отдельных учеников оказалось создание монологического высказывания, хотя и выбирали, в основном, описание фотографии. При оценивании правильности речи к числу наиболее типичных ошибок относились речевые и грамматические. Общий итог экзамена удовлетворительный.
Собеседование закончилось. Первый этап государственной итоговой аттестации пройден успешно. Ученики облегченно вздохнули.